С 1 сентября 2011 года все
образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7
«Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего
образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом
Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Стандарт выдвигает три группы
требований: Требования к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования; Требования к структуре основной
образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Отличительной особенностью нового
стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие
личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,
формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся
должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения
сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового
стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают
«общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и
т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования
универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте
содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе
Основной образовательной программы начального общего образования задает
деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования
универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего
образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших
школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование
современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как
наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма
«Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы
формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного
стандарта.
Требования к информационно-образовательной среде (ИОС)
являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для
информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют
контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут
взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители
должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку
учителя.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты
в каждом образовательном учреждении должен быть обеспечен доступ к
информационно-коммуникационным технологиям:
1. Каждый
учитель начальной школы должен иметь доступ к современному мобильному
персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по
сети видеоизображения и звука. С данного компьютера должна обеспечиваться
возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство)
образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет.
Компьютер должен быть оснащен (встроенной или внешней) вебкамерой,
шумопоглащающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.
Портативный компьютер учителя
|
||
Наушники закрытого типа
|
||
Микрофон
|
||
Флэш-карта 8 Гб
|
На компьютере должно быть установлено лицензионное
программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма,
редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять
и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, натурные
мультипликации, работать с электронными таблицами, лентами времени и
геоинформационными системами, строить семейные деревья.
Ø Программное
обеспечение по созданию и редактированию электронных таблиц
|
||
Ø Программное
обеспечение по созданию и редактированию текстов
|
||
Ø Программное
обеспечение по созданию презентаций
|
||
Ø Клавиатурный
тренажер
|
||
Ø Программное
обеспечение по обработке и редактированию звука (может являться частью
операционной системы)
|
||
Ø Программное
обеспечение по созданию, обработке и редактированию видеоизображения (может
являться частью операционной системы)
|
||
Ø Программное
обеспечение по обработке и редактированию изображения (может являться частью
операционной системы)
|
||
Ø Интегрированная
творческая среда для начальной школы
|
||
Ø Интегрированная
творческая среда для основной школы
|
||
Ø Программное
обеспечение структуры фамильного дерева
|
||
Ø Программное
обеспечение по созданию
и редактированию мультипликации (может являться частью операционной системы)
|
||
Ø Школьная
геоинформационная система с коллекцией карт для начальной школы
|
||
Ø Цифровая база
изображений для начальной школы
|
||
Ø Программное
обеспечение для создания лент времени
|
2. В образовательном учреждении должна быть локальная
вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного
учреждения, и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включен
сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио
учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет начальной школы должен
иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение по
беспроводной сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
Ø Сервер с
программным обеспечением, клавиатурой и мышью
|
||
Ø Коммутатор
с комплектом коммутационных кабелей
|
||
Ø Источник
бесперебойного питания
|
||
Ø Межсетевой
экран
|
3. Информационно-образовательная среда
образовательного учреждения должна входить в единую информационную
образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку
образовательного процесса, в том числе: планирование образовательного процесса
и его ресурсного обеспечения; фиксацию хода образовательного процесса,
размещения учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности
обучающихся, а также анализ и оценку такой деятельности; доступ, в том числе по
сети Интернет, к размещаемой информации для всех участников образовательного
процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере
образования, всех уровней, ограничения доступа к информации, несовместимой с
задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна
обеспечивать также обмен данными с системами административного управления,
учета контингента обучающихся и педагогических работников, материального и
бухгалтерского учета в образовательном учреждении, с органами, осуществляющими
управление в сфере образования
4. Каждый учащийся, в ходе образовательного процесса в
соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета,
обозначенными в тексте Стандарта и Основной общеобразовательной программы,
должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, с выходом в
интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи и
трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащенному встроенной или внешне
подключаемой веб-камерой, шумопоглащающими наушниками, микрофоном. Оптимальным
является обеспечение одной вертикали начальной школы (1-4 класс) 1 мобильным
компьютерным комплектом в составе:
Ø Многоплатформенный
портативный компьютер ученика
|
Ø Принтер
лазерный формата А4 с
запасным картриджем
|
Ø Принтер
струйный цветной с запасным комплектом картриджей
|
Ø Система
беспроводной организации сети
|
Ø Сканер
планшетный А4
|
Ø Тележка-сейф
на 25 компьютеров
|
Ø Графический
планшет А6
|
Ø Наушники
закрытого типа
|
Ø Микрофон
|
5. Каждый кабинет начальной школы должен быть
оборудован:
Ø современной
комбинированной доской, выполняющей функции меловой,
маркерной и интерактивной и экрана;
маркерной и интерактивной и экрана;
Ø стационарно
закрепленным проектором;
Ø оборудованием,
обеспечивающим оцифровку информации и ввод в
компьютер: сканеры, цифровые фотоаппараты со штативом, видеокамеры со штативом и накамерным светом, цифровой микроскоп, цифровые диктофоны, графический планшет, комплект цифровых датчиков, позволяющих производить различные измерения;
компьютер: сканеры, цифровые фотоаппараты со штативом, видеокамеры со штативом и накамерным светом, цифровой микроскоп, цифровые диктофоны, графический планшет, комплект цифровых датчиков, позволяющих производить различные измерения;
Ø оборудованием,
обеспечивающим вывод цифровой информации на бумагу:
принтер лазерный черно-белый, принтер цветной.
принтер лазерный черно-белый, принтер цветной.
Ø Доска
маркерная 120x240 см
|
Ø Экран
настенный рулонный 155x155 см
с антибликовым покрытием
|
Ø Мобильный
сканер для доски
|
Ø Мультимедийный
проектор с 2-мя запасными лампами
|
Ø Комплект
оборудования для потолочного
крепления проектора с необходимыми монтажными материалами
|
Ø Акустическая
система
|
Ø Набор-минимум
для маркерной доски
|
Ø Принтер
лазерный формата А4 с
запасным картриджем
|
Ø Принтер
струйный формата А4 с
запасным картриджем
|
Ø Сканер
планшетный А4
|
Ø Фотоаппарат цифровой
(в комплект входит кофр для хранения и
переноски, дополнительный аккумулятор,
штатив, дополнительная карта памяти)
|
Ø Видеокамера
со штативом, с накамерным светом, микрофонным
входом, жестким диском (в
комплект входит кофр для хранения и переноски, дополнительный аккумулятор,
штатив)
|
Ø Графический
планшет А6
|
Ø Микроскоп
цифровой
|
Ø Устройство
для подключения
датчиков к компьютеру
|
Ø Датчик
частоты сокращения сердца
|
Ø Датчик
расстояния
|
Ø Датчик
температуры
|
Ø Программное
обеспечение для цифровой
лаборатории
|
Ø Контейнер для
хранения датчиков (30,5x22x18 см)
|
Ø Раздаточный
контейнер для датчиков (25x15x5 см)
|
Возможны
следующие варианты организации работы начальной школы в учебных помещениях
образовательного учреждения:
1. Все
уроки класс начальной школы проводит в одном кабинете, имеющем весь
состав необходимого оборудования (такой вариант для своей полной реализации требует, что бы площадь кабинета была не меньше 100 кв.м).
состав необходимого оборудования (такой вариант для своей полной реализации требует, что бы площадь кабинета была не меньше 100 кв.м).
2. Используется
кабинетная система, в которой учащиеся ряд уроков проводят в
специализированных кабинетах.
специализированных кабинетах.
В случае использования кабинетной системы часть
оборудования, размещается в соответствующих кабинетах.
В случае невозможности обеспечить потребности
начальной школы в полном объеме, можно формировать (закупать) мобильные
комплекты оборудования, закрепленные за несколькими классами начальной школы. В
последствии мобильные комплекты могут быть закреплены за одним классом.
Могут также использоваться возможности кабинетов, первоначально созданных
для основного и среднего общего образования, прежде всего кабинета
информационных технологий.
Исходя из этого в дополнение к вышеуказанному оборудованию каждый из
предметных кабинетов (если те или иные занятия проходят в предметных кабинетах)
или основной кабинет класса начальной школы должен содержать специфическое
предметное учебное оборудование: