Требования к информационной образовательной среде начальной школы, обеспечивающие выполнение ФГОС НОО

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. 
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в каждом образовательном учреждении должен быть обеспечен доступ к информационно-коммуникационным технологиям:
1. Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному мобильному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащен (встроенной или внешней) вебкамерой, шумопоглащающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.

Портативный компьютер учителя


Наушники закрытого типа


Микрофон


Флэш-карта 8 Гб


На компьютере должно быть установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, натурные мультипликации, работать с электронными таблицами, лентами времени и геоинформационными системами, строить семейные деревья.
Ø  Программное обеспечение по созданию и редактированию электронных таблиц


Ø  Программное обеспечение по созданию и редактированию текстов


Ø  Программное обеспечение по созданию презентаций


Ø  Клавиатурный тренажер


Ø  Программное обеспечение по обработке и редактированию звука (может являться частью операционной системы)


Ø  Программное обеспечение по созданию, обработке и редактированию видеоизображения (может являться частью операционной системы)


Ø  Программное обеспечение по обработке и редактированию изображения (может являться частью операционной системы)


Ø  Интегрированная творческая среда для начальной школы


Ø  Интегрированная творческая среда для основной школы


Ø  Программное обеспечение структуры фамильного дерева


Ø  Программное    обеспечение    по    созданию    и редактированию мультипликации (может являться частью операционной системы)


Ø  Школьная геоинформационная система с коллекцией карт для начальной школы


Ø  Цифровая база изображений для начальной школы


Ø  Программное обеспечение для создания лент времени


 
2. В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения, и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включен сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет начальной школы должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение по беспроводной сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
Ø  Сервер с программным обеспечением, клавиатурой и мышью


Ø  Коммутатор    с    комплектом    коммутационных кабелей


Ø  Источник бесперебойного питания


Ø  Межсетевой экран


3. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса, в том числе: планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; фиксацию хода образовательного процесса, размещения учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценку такой деятельности; доступ, в том числе по сети Интернет, к размещаемой информации для всех участников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех уровней, ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать также обмен данными с системами административного управления, учета контингента обучающихся и педагогических работников, материального и бухгалтерского учета в образовательном учреждении, с органами, осуществляющими управление в сфере образования
4. Каждый учащийся, в ходе образовательного процесса в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в тексте Стандарта и Основной общеобразовательной программы, должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, с выходом в интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащенному встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглащающими наушниками, микрофоном. Оптимальным является обеспечение одной вертикали начальной школы (1-4 класс) 1 мобильным компьютерным комплектом в составе: 
Ø  Многоплатформенный   портативный   компьютер ученика
Ø  Принтер   лазерный   формата   А4   с   запасным картриджем
Ø  Принтер струйный цветной с запасным комплектом картриджей
Ø  Система беспроводной организации сети
Ø  Сканер планшетный А4
Ø  Тележка-сейф на 25 компьютеров
Ø  Графический планшет А6
Ø  Наушники закрытого типа
Ø  Микрофон


5. Каждый кабинет начальной школы должен быть оборудован:
Ø  современной комбинированной доской, выполняющей функции меловой,
маркерной и интерактивной и экрана;
Ø  стационарно закрепленным проектором;
Ø  оборудованием, обеспечивающим оцифровку информации и ввод в
компьютер: сканеры, цифровые фотоаппараты со штативом, видеокамеры со штативом и накамерным светом, цифровой микроскоп, цифровые диктофоны, графический планшет, комплект цифровых датчиков, позволяющих производить различные измерения;
Ø  оборудованием, обеспечивающим вывод цифровой информации на бумагу:
принтер лазерный черно-белый, принтер цветной.
Ø  Доска маркерная 120x240 см
Ø  Экран   настенный   рулонный   155x155   см   с антибликовым покрытием
Ø  Мобильный сканер для доски
Ø  Мультимедийный  проектор  с  2-мя  запасными лампами
Ø  Комплект     оборудования     для     потолочного крепления проектора с необходимыми монтажными материалами
Ø  Акустическая система
Ø  Набор-минимум для маркерной доски
Ø  Принтер   лазерный   формата   А4   с   запасным картриджем
Ø  Принтер   струйный   формата   А4   с   запасным картриджем
Ø  Сканер планшетный А4
Ø  Фотоаппарат цифровой (в комплект входит кофр для   хранения   и   переноски,   дополнительный аккумулятор,    штатив,    дополнительная    карта памяти)
Ø  Видеокамера со штативом, с накамерным светом, микрофонным    входом,    жестким   диском    (в комплект входит кофр для хранения и переноски, дополнительный аккумулятор, штатив)
Ø  Графический планшет А6
Ø  Микроскоп цифровой
Ø  Устройство    для    подключения    датчиков    к компьютеру
Ø  Датчик частоты сокращения сердца
Ø  Датчик расстояния
Ø  Датчик температуры
Ø  Программное     обеспечение     для     цифровой лаборатории
Ø  Контейнер для хранения датчиков (30,5x22x18 см)
Ø  Раздаточный контейнер для датчиков (25x15x5 см)
Возможны следующие варианты организации работы начальной школы в учебных помещениях образовательного учреждения:
1.  Все уроки класс начальной школы проводит в одном кабинете, имеющем весь
состав  необходимого   оборудования  (такой   вариант  для  своей  полной реализации требует, что бы площадь кабинета была не меньше 100 кв.м).
2.  Используется кабинетная система, в которой учащиеся ряд уроков проводят в
специализированных кабинетах.
В случае использования кабинетной системы часть оборудования, размещается в соответствующих кабинетах.
В случае невозможности обеспечить потребности начальной школы в полном объеме, можно формировать (закупать) мобильные комплекты оборудования, закрепленные за несколькими классами начальной школы. В последствии мобильные комплекты могут быть закреплены за одним классом.
Могут также использоваться возможности кабинетов, первоначально созданных для основного и среднего общего образования, прежде всего кабинета информационных технологий.
Исходя из этого в дополнение к вышеуказанному оборудованию каждый из предметных кабинетов (если те или иные занятия проходят в предметных кабинетах) или основной кабинет класса начальной школы должен содержать специфическое предметное учебное оборудование: